Порядок изъятия сельскохозяйственных земель
В пояснительной записке к закону сказано, что он разработан в целях совершенствования механизма изъятия неиспользованных по назначению сельскохозяйственных земельных участков. Отмечается, что действующее законодательство затрудняет процедуру принудительного изъятия таких земельных участков. Одной из главных причин по которой изъятие земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения используемых с нарушением требований законодательства, является смена правообладателя, отказ правообладателя от права собственности на земельный участок до обращения в суд с требованием об его изъятии. В качестве еще одной проблемы, препятствующей изъятию земельных участков, органы исполнительной власти указывают длительность сроков процедуры изъятия, поскольку при осуществлении федерального государственного надзора необходимо в течение трех лет подряд подтверждать факт неиспользования земельного участка по его целевому назначению. В связи с этим фактический срок изъятия земельного участка составляет 6 и более лет. С целью устранения указанных недостатков закон предусматривает возможность установления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет к моменту проведения федерального государственного надзора. Так же закон исключает возможность ухода от ответственности путем введения запрета на переход, прекращение права собственности на земельный участок и передачу его в ипотеку.
Кроме того, закон вводит положения, регулирующие порядок продажи земельных участков на торгах посредствам публичного предложения в случае их изъятия при неиспользовании по целевому назначению или использование с нарушением законодательства. Предлагаются изменения по сокращению сроков рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков, что позволит сократить общий период изъятия неиспользуемых по целевому назначению земельных участков из земель с/х назначения, и как, следствие сократить деградацию земельных участков, путем оперативного вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
Основные положения данного Федерального закона, заключаются в следующем:
- Земельный участок из земель с/х назначения, не используемый по его целевому назначению в течение трех и более лет, на дату проведения надзорных мероприятий, может быть изъят. (п.п.1, п.1, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ подобная мера изъятия могла применяться только по истечению трех лет с момента проведения надзорных мероприятий, т. е. нарушитель имел в своем распоряжении как минимум три года для предотвращения административного наказания.
- Приобретенный в соответствии с настоящей статьей (изъятый у предыдущего собственника и реализованный на публичных торгах) земельный участок и не используемый согласно целевому назначению по истечению одного года, с момента приобретения, так же может быть изъят у его нового владельца. (п.п.4, п.1, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона).
- Административное наказание за неустранение нарушений, выносится после предписания об устранении таких нарушений (п.4, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ предписание выносилось одновременно с назначением административного наказания.
- Органы федерального земельного контроля в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечение виновного лица к административной ответственности, направляет материалы в уполномоченные органы исполнительной власти. (п.п.1, п.4, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). Ранее срок направления материалов подтверждающих неустранения правонарушений не был установлен.
- В течение 4 (четырёх) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка уполномоченный орган исполнительной власти проводит публичные торги по его продаже. (п.6, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ участок выставлялся на торги в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу решения суда.
- Начальная цена земельного участка может быть снижена в случае необходимости проведения мероприятий связанных с воспроизводством плодородия земель на величину расходов по его восстановлению, но не более чем на 30 % (п.8, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ допускалось уменьшать начальную цену, продаваемого земельного участка, при проведении мероприятий по восстановлению его плодородия, не более чем на 20%.
Уточняется порядок проведения торгов в форме публичного предложения, а именно:
- При продаже изъятого земельного участка, посредствам проведения торгов в форме публичного предложения, допустимая величина снижения начальной цены устанавливается в пределах 3% (трех процентов) от цены первоначального предложения и является не изменой на протяжении всей процедуры торгов;
- Право приобретения земельного участка, принадлежит участнику, который подтвердил цену первоначального предложения или сложившеюся на соответствующей величине снижения начальной цены продажи такого земельного участка;
- В случае, если несколько участников торгов в форме публичного предложения подтверждают цену первоначального предложения или цену предложения, сложившуюся на одной из величин снижения начальной цены продажи, со всеми участниками данных торгов проводится аукцион, предусматривающий открытую форму подачи предложений о цене. В случае, если участники проводимого аукциона не заявляют предложения о цене, превышающей начальную цену такого земельного участка, право его приобретения принадлежит участнику аукциона, который первым подтвердил начальную цену такого земельного участка (п.12, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона).
- Если земельный участок не продан посредствам публичных торгов, он может быть продан в собственность муниципальному образованию в течение 15 (пятнадцати) дней, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. (п.13, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ участок мог быть продан в собственность муниципального образования в течение одного месяца со дня признания торгов несостоявшимися.
- В случае если земельный участок не был приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 15 (пятнадцати) дней, с даты истечения срока, в рамках которого он мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цена торгов проводимых в форме публичного предложения. (п.13, ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона). В предыдущей редакции Федерального закона №101-ФЗ участок приобретался в государственную собственность субъекта РФ в течение одного месяца со дня признания торгов несостоявшимися.
- Увеличивается минимальный срок заключения договора аренды, земельного участка из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с трех до пяти лет (п.3, ст.9 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона).
Сокращаются сроки рассмотрения исков об изъятии земельного участка
- Установлен месячный срок рассмотрения арбитражным судом первой инстанции дел об изъятии земельного участка из состава земель с/х назначения, со дня поступления заявления (ч.1 ст. 152, «Арбитражного процессуального кодекса РФ» от 24.07.2002 г. №95-ФЗ или ст.3 настоящего федерального закона).
- Так же до истечения месяца рассматриваются и разрешаются дела по искам об изъятии земельного участка из состава земель с/х назначения в гражданских судах. (ч.2 ст. 154, «Гражданского процессуального кодекса РФ» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ или ст.4 настоящего федерального закона).
Вводится заперт на переход, прекращение права собственности на земельный участок
- Собственник земельного участка из состава земель с/х назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного нарушения, не в праве передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращения права собственности на такой земельный участок, а также иные действия направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок. (п.5, ст.8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» или п.1, ст.1 настоящего федерального закона).
- В единый государственный реестр недвижимости вносится дополнительные сведения «о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель с/х назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок», до устранения собственником такого земельного участка выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля нарушения. При наличие таких записей в ЕГРН, заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, возвращаются без рассмотрения (п.1, ч.3 ст. 9, п.4.1, ст.25, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» или п.1, п.2 ст.5 настоящего федерального закона).
- В случае выявления в рамках федерального государственного надзора, нарушений, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора, в срок не превышающий 5(пяти) рабочих дней с даты выдачи предписания об устранении выявленных нарушений, подает в органы регистрации права, заявление «О невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель с/х назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок» (ч.20.2, ст. 32, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» или п.1, п.2 ст.5 настоящего федерального закона).
- Погашение записей в ЕГРН «о не невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок из земель с/х назначения и государственной регистрации ипотеки как обременения на такой земельный участок» осуществляется на основании заявления уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению федерального государственного надзора, после устранения выявленного нарушения, либо в случае отмены выданного предписания об устранении нарушения, либо советующего заявления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ и судебного акта об отказе в удовлетворении требований уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ об изъятии такого земельного участка, а также на основании заявления любого заинтересованного лица и вступившего в законную силу судебного акта о погашении соответствующей записи (ч.2-3, ст. 36.1, Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» или п.2 ст.5 настоящего федерального закона).
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий